1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer

Здоровье вашего малыша

УВАЖАЕМЫЕ  РОДИТЕЛИ!

                                       Вашему ребёнку необходим режим дня, разумно составленный, соответствующий возрастным особенностями. То, что ребёнок привыкает в одно и то же время есть, спать, активно действовать, создаёт благоприятные предпосылки для его всестороннего развития.

                                       Режим дня должен быть достаточно гибким. В зависимости от условий (домашних, климатических, от времени года, индивидуальных особенностей ребёнка) он может меняться не более чем на 30 минут в ту или иную сторону. День ребёнка должен начинаться с утреней зарядки. Приучайте его вставать бодро, не нежась. Проследите, чтобы малыш не забыл сходить в туалет. Расстелите на полу коврик. Если погода хорошая, то зарядку лучше проводить на открытом воздухе. Одежда для зарядки должна быть лёгкой, не стесняющей движения: трусы, майки, тапочки или носки. После завтрака ребёнку необходимо принимать водные процедуры (закаляться водой). Начинать надо с самых простых: умывания, обтирания, потом перейти к обливанию, к прохладному душу, а можно и к более сложным - купанию в бассейне или открытом водоёме. В летнее время утренняя прогулка обязательно заканчивается умыванием с обтиранием, обливанием, душем или купанием. Снижать температуру воды надо постепенно - с учётом возраста вашего ребёнка, состояния его здоровья, характера процедуры. Проводить процедуры следует систематически, примерно в одни и те же часы, предварительно хорошо настроив ребёнка.

              В качестве местных закаливающих процедур используются: умывание, обтирание по пояс, мытьё рук и обливание, игры с водой, «топтание в тазу». Ребёнок должен умываться так: руки, лицо, шею мыть с мылом водой комнатной температуры. Верхнюю часть груди мыть без мыла, но потом растереть её полотенцем до лёгкого покраснения кожи. Если дома есть душ, лучше принять его. Температура воды плюс 34 - 33 градуса доводится через 10-15 дней до 27 градусов. Для умывания лучше пользоваться «Детским» мылом, куда входят такие полезные компоненты, как жир животный пищевой, саломас (гидрированное растительное мыло) и кокосовое масло. В качестве добавок в этом мыле используется ланолин для смягчения кожи и борная кислота для придания мылу антисептических свойств. Следите, чтобы ребёнок правильно ухаживал за своими зубами: верхние зубы чистил сверху вниз, нижние снизу вверх, а также слева направо, справа налево и изнутри. Особенно - между зубами. Чистить зубы необходимо 2 раза в день, вечером без пасты. Утром лучше приступить к этой процедуре после завтрака, чтобы удалить остатки пищи. Пользуйтесь зубными пастами « Ну, погоди», « Ягодка», «Мойдодыр» и др. Особенно полезна зубная паста

«Чебурашка»: в её состав введены специальные противокариесные добавки - фосфаты и микроэлементы. «Взрослые» пасты « Жемчуг», «Арбат», а также «Зодиак» (с добавкой фтора) не противопоказаны и детям. Помните, что не реже 2 раза в год следует показывать ребёнка стоматологу.

              Лучшее время для занятий с ребёнком - после завтрака. Занятия, их два - три. могут длиться час - полтора с перерывами на 10 минут. Пока ребёнок не утомлён, можно прочесть ему рассказ, сказку, показать буквы, заняться счётом. Постарайтесь, чтобы занятия с ребёнком были живыми, занимательными и носили характер игры, а не скучного урока. Тогда ребёнок лучше усваивает и запоминает новое.

ПРЕДУПРЖДЕНИЕ ПЛОСКОСТОПИЯ.

             В профилактику плоскостопия входит и ношение правильно подобранной обуви: с каблучком 5-8 мм, упругой стелькой, крепким задником. Тапочки и кеды с полоской подошвой способствуют плоскостопию. Предупреждать плоскостопие надо с раннего детства. Для этого 2-3 раза в день предлагайте детям специальные упражнения для стоп. Очень полезна ходьба босиком по земле, песку, плоским камням, воде, по корням деревьев  (но не по полу), лазанье босиком по шведской стенке. Помните, что плоскостопие ведёт к нарушению осанки, к снижению двигательной активности, отрицательно сказывается на деятельности внутренних органов.

 

 

       Желаем здоровья Вам  и Вашему малышу!

 

   Адаптация ребенка

Исполнилось малышу полтора года и для большинства родителей со всей остротой встаёт вопрос: как быть дальше? Выходить матери на работу или воспитывать ребёнка до двух - трёх лет, пока он не окрепнет. Когда ребёнок впервые приходит в детский сад у него происходит ломка привычек, серьёзная перестройка всех его отношений с людьми. Резкая смена условий нередко сопровождается тяжёлыми переживаниями, снижением активности речевой, игровой. Сказывается на здоровье и адаптация. Адаптация - это привыкание человека к новым социальным условиям. Понятие адаптация включает в себя: психологические и личностные особенности ребёнка и тип семейного воспитания. Ребёнок до 2 - 3 лет потребности в общении с близкими людьми. Когда ребёнок приходит в детский сад, то он аффективно реагирует на разлуку с матерью. Для ребёнка не посещавшего детское учреждение, непривычно всё: отсутствие близких людей, незнакомые взрослые, большое количество детей, новый распорядок дня. Обращение взрослых с детьми также отличается от того, к чему они привыкли дома. Новая обстановка выводит ребёнка из равновесия и нередко вызывает у него бурные реакции. Это отпугивает многих родителей и наводит размышления о целесообразности устройства своего малыша в детский сад.

Сроки адаптации: дети ясельного возраста 7-10дней, дети трёх лет 2-3 недели. Различают лёгкую адаптацию, при которой проявляется временное отрицательное эмоциональное состояние ребёнка. В это время малыш плохо спит, теряет аппетит, неохотно играет с детьми. Но в течение первого месяца после поступления по мере привыкания к новым условиям всё нормализуется.

При адаптации средней тяжести эмоциональное состояние ребёнка нормализуется более медленно и на протяжении первого месяца после поступления он болеет, как правило, острыми респираторными инфекциями. Заболевание длится 7-10дней и завершается без каких - либо осложнений. Самым нежелательным проявлением является тяжёлая адаптация, которая характеризуется очень длительным течением, иногда несколько месяцев. В этот период ребёнок либо переносит повторное заболевание, часто протекающие с осложнением, либо проявляет стойкие нарушения поведения. Например, дети ни за что не расстаются с какой - нибудь своей вещью или игрушкой, принесённой из дома, часто стараются спрятаться, уйти куда- нибудь, сидят в приёмной и зовут маму и т. Д. У таких детей наблюдающаяся в первые дни пребывания в детском учреждении бурная отрицательная эмоциональная реакция и негативное отношение ко всей обстановке детского учреждения сменяется очень часто вялым, безразличным состоянием. Дети такие нуждаются в консультации психоневролога.

Почти у всех детей раннего возраста при поступлении в ясли отмечается реакция «биологической осторожности», которые выражаются в виде плача, страха, агрессивных действий или общей заторможенности. Социальные контакты и речевая активность уменьшаются вплоть до исчезновения. Дети теряют часть приобретённых навыков. У них снижается аппетит, может быть полный отказ от еды, нарушается продолжительность и глубина сна. В некоторых случаях отмечается задержка темпа нервно -психического развития. Соматические изменения проявляются в потере массы тела, усилении бледности кожи, сухости слизистых, учащении пульса.

         Правила воспитания маленьких детей установлены в результате глубокого изучения особенностей развития детского организма, и лучше всего следовать им с первых дней жизни ребёнка, т.к. воспитывать легче, чем перевоспитывать. Если же в процессе воспитания малыша были допущены какие-то ошибки, лучше исправить их до поступления ребёнка в ясли, в привычной домашней обстановке. Итак, для того, чтобы ваш малыш благополучно привык к яслям, меньше плакал и меньше болел,

                                                   НЕОБХОДИМО:

    1.Следовать рекомендациям врачей и педагогов с самых первых дней жизни ребёнка.

2.Тщательно следить за состоянием здоровья ребёнка, его

весом, ростом и нервно-психическимразвитием.

3. По совету врача проводить систему закаливания ребёнка, учитывая его возраст и состояние здоровья.

4. Организовать для ребёнка правильный режим дня, близкий к режиму, который принят в  яслях.

5. До поступления в ясли постараться не приучать ребёнка к засыпанию с пустышкой и укачиdанию, кормлению с игрушками и уговорами.

6. Приучать ребёнка пить из чашки, есть с ложки, пользоваться горшком.

7. Научить ребёнка самостоятельно играть с игрушками и как можно меньше быть у взрослого yа руках во время бодрствования.

8. Воспитывать доброжелательное отношение к детям и взрослым.

9. Начинать оформление документов для поступления ребёнка в ясли за три месяца до выхода мамы на работу, учитывая, что это время может потребоваться на обследование ребёнка, его возможное оздоровление, на процесс адаптации к яслям во время которого малыш нуждается в том, чтобы его брали домой раньше.

В первое время оставлять  ребёнка на 2-3 часа, постепенно увеличивая время пребывания.

ПИТАНИЕ  ДЕТЕЙ В  СЕМЬЕ

  

Рациональное питание - одно из условий сохранения жизни и здоровья человека.   Роль  питания  в  детском   возрасте  особенно  велика.  Интенсивно протекающие процессы роста и развития, характерные для  детского организма, обеспечиваются лишь при условии получения  организмом    в    соответствии    с    возрастными    потребностями |энергетических    веществ.     Рациональное     питание     оказывает оприятное влияние  на физическое и  нервно - психическое развитие    детей,    повышает    сопротивляемость    организма    к заболеваниям; об этом важно знать родителям.

На протяжении всех периодов детства ребёнок должен получать не менее 500,0 мл.молока в сутки, пища должна быть витаминизированной. Следует чётко представлять, что является важнейшими компонентами пищи, которые усваиваются организмом в процессе пищеварения. Особое место занимают белки. Они служат основным пластическим материалом для строительства клеток и тканей. При длительном недостатке в организме белка отмечается задержка в физическом и умственном развитии ребёнка, снижается сопротивляемость его к возбудителям различных болезней. Важно не только количество, но и качество белка. Полноценными белками богаты мясо, яйца, молоко, сыр, творог, из растительных продуктов - пшеница, бобовые, крупы, картофель.

Отрицательное влияние на организм оказывает не только малое количество белка, но и его избыток. Это приводит к нарушению работы почек, повышает предрасположенность к аллергическим заболеваниям. Важное значение в питании детей имеют жиры. Они обеспечивают энергетические траты, способствуют лучшему усвоению белков, являются носителями жирорастворимых витаминов. Однако как избыток жира, так и недостаточное его количество отрицательно влияют на организм. В первом случае нарушается усвоение белка, угнетается секреция пищеварительных желез, возникает ожирение, нарушающее деятельность внутренних органов и систем. При недостатке жира замедляется рост и развитие организма, снижается его сопротивляемость к инфекциям, появляются воспалительные изменения на коже, расстройства деятельности желудочно-кишечного тракта. Кроме количества, важен также и состав жира, наличие в нём так называемых ненасыщенных жирных кислот, которые содержатся главным образом в растительном масле.

К основным пищевым веществам относятся также углеводы. Они являются главным источником энергии, способствуют нормальному перевариванию и усвоению жиров и белков, богаты клетчаткой, улучшающей передвижение пищевых масс по кишечнику. При недостаточном поступлении углеводов с пищей нарушается усвоение других пищевых веществ ( белков и жиров), ухудшается пищеварение. При избытке углеводов происходит усиленное образование жира, понижается сопротивляемость детского организма заболеванием, повышается вероятность появления аллергических реакций.

Обязательной составной частью пищевого рациона являются минеральные вещества. Ребёнку они нужны для правильного роста и развития костной, мышечной, кроветворной и нервной ткани. В случаях недостаточного поступления в организм минеральных веществ возникают различные нарушения обменных процессов. Среди минеральных веществ особое значение для детей имеет кальций .который принимает активное участие в образовании костной ткани, зубов, необходим для правильного функционирования нервной и мышечной систем, участвует в процессах свёртывания крови. Фосфор необходим для нормального роста и развития костной ткани, деятельности головного мозга, принимает участие в белковом и жировом обмене. Железо является составной частью гемоглобина, при его недостатке возникает определённая форма малокровия. Очень важным является также снабжение организма ребёнка солями магния, натрия и кальция. Эти элементы регулируют солевой обмен.

В пище ребёнка должны присутствовать и микроэлементы - вещества, содержащиеся в организме в очень малых количествах, но необходимые для его жизнедеятельности. К микроэлементам относятся цинк ,медь, марганец, кобальт, фтор, йод и др. Доказано, что они выполняют функцию ускорителей химических реакций в организме, входя в состав ферментов, гормонов. Микроэлементами богаты печень, яичный желток, овощи Нельзя не сказать и о воде, которая также является компонентом пищи. Все процессы обмена веществ, происходящих в организме, возможны только при участии воды, благодаря растворению в ней многих химических соединений. Она необходима для удаления шлаков из организма, так как конечные продукты обмена выводятся в виде водных растворов. Вместе с растворимыми минеральными веществами вода обеспечивает постоянство внутренней среды организма. Для ребёнка вреден как избыток, так и недостаток воды. При избыточном введении жидкости происходит набухание клеток и тканей, возникают дополнительные нагрузки на сердечно-сосудистую систему, почки. Недостаточное  количество  воды  приводит  к  развитию  сгущения  крови,  повышению температуры, нарушению процессов пищеварения. Потребность ребёнка в воде зависит от возраста.

Последнее, на что следует обратить внимание, говоря о различных компонентах пищи, - это витамины. Их

значение в питании ребёнка очень велико. Они регулируют процессы обмены, играют большую роль в повышении сопротивляемости детского организма, тесно связаны с процессами роста и развития, входят в состав ферментов, участвуют в процессах кроветворения. Витамины частично образуются в организме, но большая их часть вводится с пищей.

Витамины делятся на две большие группы: растворимые в воде (водорастворимые) и растворимые в жирах    

  (жирорастворимые). К водорастворимым витаминам относятся аскорбиновая кислота (витамин С), тиамин

  (витамин В1), рибофлавин (витамин В2), пиридоксин (витамин В6), кобаламин ( витамин В12), пантотеновая

  кислота (витамин В5).

        К жирорастворимым витаминам относятся ретинол (витамин А), токоферол (витамин Е), кальциферол

(витамин D2), викасол (витамин К).

       При достаточно полноценном и разнообразном питании, включающем овощи и фрукты, организм получает

 необходимое количество витаминов. Весной в пищу ребёнка обязательно следует дополнительно вводить   

 витамин С.

Пища ребёнка должна быть смешанной  мясо - молочно-растительная) с достаточным количеством витаминов. Разумеется, что все пищевые продукты, как растительного, так и животного происхождения, должны   быть доброкачественными. Испорченные продукты содержат яды ( мясной яд , колбасный яд , яды испорченных  

 овощных и фруктовых консервов ), вызывающие тяжелые заболевания. Все продукты питания должны быть свежими, так как при длительном хранении меняются их вкусовые качества и состав. Сладости, ягоды и фрукты  давать детям нужно во время еды или тотчас после еды, чтобы не снизить у них аппетит. Некоторые дети плохо  едят. В таких случаях возникает вопрос, надо пи ребёнка заставлять есть. На этот вопрос не всегда легко ответить.

        Одни дети очень впечатлительны и могут отвлечься и не ощущают потребности в пище, они как бы забывают есть. Таких детей можно уговорить и заставить есть. Другие дети отказываются от некоторых блюд. Их надо систематически приучать к полезной пище, но не принуждать есть и не отказывать в любимой пище. Если у ребёнка после приёма некоторых блюд возникает рвота или появляются сыпь и отёки, то следует посоветоваться с врачом: выяснить причину таких явлений и решить вопрос о замене этих блюд.

Go to Top